Устройство и основные элементы воблеров – глава 4-103 из книги Виктора Андреева "Блесны и воблеры для спиннинга". Ловля на воблеры – обзор, виды, модели, игра, проводка, выбор воблеров, советы начинающим спиннингистам.

Фото - книга В.Андреева: Блесны и воблеры для спиннинга

ВОБЛЕРЫ – УСТРОЙСТВО И ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ

ЧАСТЬ 4. ВОБЛЕРЫ

ЧАСТЬ 4.1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Глава 3. Устройство и основные элементы воблера

Основные элементы воблера, как внешние, так и некоторые внутренние, показаны на рис.135. Рассмотрим каждый из них более подробно.

Рис.135. Основные элементы воблера

Рис.135. Основные элементы воблера.

Тело

Главным элементом, привлекающим хищника внешним видом и соответствующей игрой, является тело (или корпус) воблера. Поэтому тело делается похожим на предполагаемую добычу. В большинстве случаев это рыбка, иногда что-то другое: рачок, насекомое и т.п.

Часто для более активной игры применяют подвижное составное тело из двух и более частей.

Для еще большего сходства приманку оклеивают фольгой «под чешую» и окрашивают, а затем покрывают защитным слоем лака. Все чаще применяются специальные голографические покрытия, почти идентичные по цвету и блеску живым рыбам.

Первоначально воблеры изготовляли в основном из древесины, при этом самым «плавучим» и поэтому самым ценным материалом считалась бальза. До сих пор большинство приманок «Rараlа» изготавливаются именно из бальзы. Фирма убеждена, что только такие воблеры показывают естественную плавучесть и мягкое замедленное поведение в воде, свойственное живым рыбам. С этим можно согласиться, но далеко не всегда.

Как материал для воблеров, древесина имеет существенные недостатки. Она не слишком прочна, а при впитывании влаги разбухает, к тому же за счет слоистости свойства ее неравномерны. Поэтому в настоящее время древесина становится все менее технологичной и почти повсеместно заменяется различными пластмассами. Такое производство гораздо проще: одна боковая половинка наполняется нужной «начинкой», соединяется с другой, и обе части склеиваются или свариваются. К тому же дерево плохо проводит звук, поэтому акустические воблеры, за единичными исключениями, делаются из пластмасс.

Теперь поговорим в общих чертах о цвете воблеров. Вариантов раскрасок для них придумано такое множество, что даже специалисты иногда путаются. Поэтому проще всего сначала выделить 3 основные группы: натуральные, экзотические и комбинированные раскраски.

Натуральные раскраски полностью повторяют внешний вид своих живых прообразов. «По натуральному» раскрашивается до 80% приманок (рис.136).

При этом чаще всего используется основная раскраска – темная спинка, блестящие бока и белое брюшко (рис.136а). Она имеет три главных варианта: серебристый, золотистый и медный. Воблеры  этих тонах имитируют большинство кормовых рыб, в том числе «белую» уклейку, «желтую» плотву и «красноватого» карася.

Нередко используются и специальные раскраски под окуня, форель и гольяна (рис.136б,в,г).

Рис.136. Натуральные раскраски воблеров: а) основная; специальные: б) окунь, в) форель, г) гольян

Рис.136. Натуральные раскраски воблеров: а) основная; специальные: б) окунь, в) форель, г) гольян.

Натуральные раскраски особенно эффективны в чистой воде и при достаточном освещении.

Последний писк – «натуральные» полупрозрачные воблеры для ловли при ярком солнце. В этом случае слегка окрашена только часть приманки: голова, спинка, редкие чешуйки – остальная часть оставлена прозрачной.

Экзотические раскраски даже близко не напоминают никаких реальных рыб. Однако практически все хищники на них реагируют: то ли с большого голода, то ли из любопытства, то ли защищая свою территорию от «пришельцев». Чаще всего экзотика бывает радужной, «тигровой» или пятнистой (рис.137).

Рис.137. Экзотические раскраски воблеров: а) радужная, б) «тигровая», в) пятнистая

Рис.137. Экзотические раскраски воблеров: а) радужная, б) «тигровая», в) пятнистая.

Не подлежит сомнению, что иногда (как правило, не часто) улов на воблеры экзотических расцветок значительно превышает улов на такие же модели «натуральных» цветов. Однако в абсолютном большинстве случаев хищники явно предпочитают приманки привычных «родных» расцветок.

Комбинированные раскраски включают как натуральные, так и экзотические цвета. Как правило, здесь на натуральный основной фон наносятся яркие детали, например: желтая спинка, оранжевое брюшко, красная голова, контрастные точки или полоски по бокам и т.п. (рис.138).

Рис.138. Комбинированные раскраски воблеров: а) красная голова, б) яркие спинка и брюшко, в) контрастные детали на боках

Рис.138. Комбинированные раскраски воблеров: а) красная голова, б) яркие спинка и брюшко, в) контрастные детали на боках.

Считается, что во многих случаях, например в мутной воде или при слабой освещенности, более яркий и контрастный воблер рыба заметит скорее, а натуральный основной фон приманки не вызовет у хищника лишних подозрений.

Есть также мнение, что при разной освещенности рыба воспринимает либо светлые, либо темные тона. По этой теории контрастная «красная голова» с перламутровым телом хорошо заметна в любых условиях. И действительно, такие воблеры весьма уловисты: они не уступают однотонным, а в какие-то моменты даже превосходят их. Причем красно-белую приманку признают все наши хищники от окуня до сома, чему я много раз был свидетелем.

Возвращаясь к общей картине, из личного опыта скажу, что примерно в 70% случаев лучший результат давали натуральные расцветки, в 25% – комбинированные и лишь в 5% – экзотические.

Лопасть

Лопасть (язык, лопата, пластина, нос) – основной рабочий орган воблера. Именно этот элемент заставляет приманку колебаться и заглубляться. При этом активность игры, скорость погружения и рабочая глубина зависят от положения и относительных размеров лопасти.

Лопасть воблера имеет четыре главных параметра: наклон, длину, площадь и конфигурацию. Конечно, их влияние на приманку надо оценивать комплексно, но эта тема достойна отдельной книги. Поэтому для начала проведем упрощенный сравнительный анализ и рассмотрим три лопасти плавающих воблеров с разным заглублением (рис.139).

Рис.139. Лопасти плавающих воблеров «RAPALA» с разным заглублением:а) Original Floating, б) Shad Rap, в) Down Deep Rattlin' Fat Rap

Рис.139. Лопасти плавающих воблеров «RAPALA» с разным заглублением:а) Original Floating, б) Shad Rap, в) Down Deep Rattlin' Fat Rap.

Наклон лопасти определяет скорость погружения. Чем меньше угол между лопастью и горизонтальной осью воблера, тем круче и  быстрее приманка уходит вниз.

Наклон лопасти частично влияет и на глубину погружения воблера. Самым наглядным примером здесь может служить плавающая модель ABU GARCIA Hi-Lo (рис.140).

Рис.140. Лопасть с переменным наклоном

Рис.140. Лопасть с переменным наклоном.

Лопасть у этой приманки фиксируется в одном из 6 положений, благодаря чему воблер каждый раз идет на новой глубине. Максимальная глубина достигается при верхнем положении лопасти, и чем ниже мы ее опускаем, тем меньше становится заглубление. При лопасти, перпендикулярной оси воблера, приманка уже не может заглубляться, а при дальнейшем отклонении лопасти назад воблер начинает выносить на поверхность.

Длина лопасти определяет максимальную глубину, на которую может погрузиться воблер. Чем длиннее лопасть, тем больше рабочая глубина. Однако при этом значительно возрастают возмущающие силы от встречного потока. И если приманка недостаточно стабильна, ее «заносит» в сторону вплоть до выхода на поверхность. Чтобы уравновесить такой воблер, петлю для лески перемещают примерно в середину лопасти, тогда приманка сохраняет заглубляющую способность и стабильность игры.

Площадь лопасти определяет активность игры приманки. При этом максимальный раскачивающий эффект достигается в том случае, когда лопасть перпендикулярна встречному потоку. Если вода набегает на лопасть под углом, возмущающее воздействие и интенсивность игры снижаются. Здесь уже «на игру» работает не вся площадь лопасти, а только ее проекция, перпендикулярная потоку. Поэтому, несмотря на то, что разные лопасти значительно различаются по площади, игра их приманок примерно одинакова.

Конфигурация лопасти определяет различные тонкости поведения воблера. Это достаточно сложный и объемный вопрос, которого мы коснемся лишь по мере надобности. Для начала запомним лишь несколько основных моментов:

Для лучшего взаимодействия с набегающим потоком воды передняя поверхность лопасти делается либо слегка вогнутой, либо с небольшим углублением.

Чем шире лопасть, тем интенсивнее игра воблера. Но при этом приманка может «завалиться» и сбиться с игры. Для большей стабильности на широких и почти перпендикулярных лопастях иногда делают специальный загиб-ступеньку (рис.141).

Рис.141. Лопасть с загибом у воблера RAPALA Shallow Shad Rap

Рис.141. Лопасть с загибом у воблера RAPALA Shallow Shad Rap.

Теперь несколько слов о материале и способе крепления лопасти. Как мы уже знаем, свою первую лопасть для воблера Лаури Рапала сделал из жести. Однако в дальнейшем оказалось, что непрозрачная «добавка» придает приманке неестественный вид и явно настораживает рыбу.

Поэтому и появилась почти незаметная в воде лопасть из оргстекла. И сейчас практически все воблеры из дерева или пенополистирола оснащаются такой прозрачной лопастью, которая вклеивается в специальный паз. Металлические лопасти остались только у самых мощных «магнумов», где вся приманка должна выдерживать экстремальные нагрузки, да у некоторых единичных моделей.

Однако лопасть из оргстекла не слишком прочна и, случается, выскакивает или ломается при неаккуратном обращении. В таком случае приходится вклеивать ее обратно или искать замену. С металлической лопастью проще: она, как правило, крепится не только на клею, но и на шурупах-саморезах.

С появлением пластмассовых воблеров проблема разрешилась сама собой. Лопасть необходимой прочности формуют заодно с пластмассовым корпусом, затем корпус окрашивают, а лопасть оставляют прозрачной. Сломать такую лопасть можно только специально.

Каркас

Поскольку сами по себе воблеры из дерева и некоторых других материалов не слишком прочны, они имеют надежный каркас. Его почти всегда делают из достаточно толстой нержавеющей проволоки, изредка – штампуют из листового металла.

Каркас – это основной связующий элемент воблера «от носа до хвоста». Он имеет переднюю, заднюю и одну-две нижние петли для присоединения лески и крючков. Передняя петля играет особенно важную роль в регулировке воблера, остальные петли должны располагаться ровно в линию и быть перпендикулярны телу.

У приманок из прочных пластмасс необходимость в каркасе отпадает. Здесь каждая петля выполняется отдельным элементом и различными способами закрепляется на корпусе (рис.142).

Рис.142. Петли для пластмассовых воблеров: а) «восьмерка», б) резьбовая с ограничивающей шайбой, в) штампованная

Рис.142. Петли для пластмассовых воблеров: а) «восьмерка», б) резьбовая с ограничивающей шайбой, в) штампованная.

Наиболее распространен вариант в виде влитой «восьмерки» или ввинчивающейся петли.

Однако для крючков нередко применяются и фигурные металлические крепежные элементы, которые привинчиваются к корпусу мини-шурупами. Преимущество такой конструкции в том, что здесь свобода крючка ограничена нужными рамками: крючки не перехлестываются, меньше царапают приманку и занимают выгоднейшее положение для подсечки. С этой же целью на резьбовую петлю часто помещают ограничивающую шайбу.

Внутреннее устройство

Помимо каркаса внутри тела воблера могут располагаться и другие элементы (рис.143).

Рис.143. Внутреннее устройство воблера

Рис.143. Внутреннее устройство воблера.

Обязательным элементом воблера является внутренняя подгрузка. Правда, у приманки уже есть наружная подгрузка – крючки. Но ведь крючки располагаются неравномерно: в середине и сзади. Чтобы такой воблер не «сел на хвост», а принял  естественное горизонтальное положение в воде, его переднюю часть дополнительно подгружают, помещая внутрь кусочек свинца.

Но если подгрузка опускает какую-то часть приманки, то воздушная полость, наоборот, приподнимает ее. Поэтому в пластмассовых воблерах часто оставляются такие полости, как для плавучести, так и для правильного баланса.

У акустических воблеров внутри тела располагаются специальные погремушки, которые одновременно служат и подгрузкой. Обычно это один или несколько шариков в капсулах или в специальных полостях приманки. При рывках и колебаниях шарики перекатываются и стучат по стенкам и соседним шарикам – так образуются звуки, привлекающие рыбу.

Чтобы воблер стабилизировался не только в воде, но и в полете, некоторые модели для дальнего заброса имеют так называемую систему массопереноса или динамически смещающийся центр тяжести (рис.144).

Рис.144. Воблер YO-ZURI с системой массопереноса

Рис.144. Воблер YO-ZURI с системой массопереноса.

При забросе грузовые шарики по инерции катятся по внутреннему каналу в хвостовую часть приманки, и такой воблер летит «как стрела», значительно дальше обычного. В воде шарики откатываются обратно и при проводке уже служат подгрузкой воблера, придавая ему рабочее положение. Для этого они удерживаются в головной части канала либо в специальном углублении, либо при помощи магнита.

 

Следующая глава книги В.Андреева: БЛЕСНЫ И ВОБЛЕРЫ ДЛЯ СПИННИНГА >>>

Предыдущая глава книги В.Андреева: БЛЕСНЫ И ВОБЛЕРЫ ДЛЯ СПИННИНГА >>>

 

Оглавление книги В.Андреева: БЛЕСНЫ И ВОБЛЕРЫ ДЛЯ СПИННИНГА >>>

Все книги В.Андреева >>>

Статьи В.Андреева >>>

Совместные статьи В.Андреева >>>